Российско-эфиопские отношения 1885-1898

Материал из ЭНЭ
Перейти к: навигация, поиск

Российско-эфиопские отношения 1885-1898 годов

В 1897-1898 гг. Россия установила дипломатические отношения с Эфиопией. Их истоки следует искать в более ранний период. В 1885-1898 гг. Эфиопия была объектом изучения со стороны русских путешественников и географов, которые заложили основы будущих дипломатических отношений. Их деятельность тем более важна, что были получены и многие научные сведения об Эфиопии.

Основными источниками при изучении нами российско-эфиопских отношений 1885-1898 гг. послужили материалы трех петербургских архивов: архива Русского Географического Общества (архив РГО), архива Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (архив СПбФИВРАН) и Российского государственного исторического архива (РГИА). Всего было использовано 23 архивных дела из разных фондов.

В отечественной науке существует ряд статей и монографий, посвященных русско-эфиопским отношениям. В особенности следует отметить труды М.В. Райт, И.И. Васина и А.В. Хренкова .

Целью данной работы является воссоздание истории отношений между Россией и Эфиопией и анализ деятельности русских путешественников, географов и военных в этой стране в период 1885-1898 гг.


Первыми русскими экспедициями в Эфиопию в это время были три поездки Н.И. Ашинова (1885-1889). К этому времени Ашинов был уже достаточно известен. В 1883-1884 гг. он пытался основать на Кавказе казачью станицу из вольных казаков, якобы проживающих в Турции. Ему удалось привлечь внимание общественности к этому плану, но после выявления в деятельности Ашинова ряда финансовых злоупотреблений он бежал с Кавказа.

Эфиопская эпопея Ашинова началась в 1885 г., когда он в сопровождении ряда единомышленников высадился в Массауа и дошел до Асмары (одного из крайних городов Эфиопской империи). Он был принят местным правителем расом Алулой, однако в столицу не допущен, так как не имел от русского правительства никаких рекомендаций. По возвращении в Россию Ашинов обратился в МИД, Синод, Военное министерство с предложением установления официальных отношений с Эфиопией, но это не принесло серьезных результатов.

В октябре 1887 г. Ашинов отправился во Францию, где выступил за сближение Франции и России. В апреле 1888 г. он объявился в Таджуре (вблизи от французской колонии Обок), где заключил с местным султаном договор о покровительстве русским.

Вернувшись в Россию, Ашинов заручился поддержкой обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, который разрешил ему организовать экспедицию в Эфиопию под видом религиозной миссии. Миссия выехала из Одессы 10 декабря 1888 г. Она состояла из 150 казаков и 50-60 православных священников. По прибытии на территорию Таджуры Ашинов обосновался в заброшенной египетской крепости Сагалло . Тем самым он резко изменил свои планы двигаться в Эфиопию, а решил вместо этого основать на берегу Таджурского залива казачью колонию. Такое поведение Ашинова встревожило французские власти. 5 февраля 1889 г. в Сагалло были посланы 4 военных корабля, и после того, как русские отвергли ультиматум немедленно покинуть французскую территорию, французы открыли огонь. Погибло 7 человек. В сложившихся обстоятельствах русское правительство предпочло дезавуировать Ашинова.

Некоторые научные результаты все же были получены. Интересны записи капитана Н. Нестерова о племенах Данакиль (восточная Эфиопия). Автор описывает их обычаи, жилища, социальную структуру.

Важные сведения оставил и другой участник ашиновских поездок - урядник Л.А. Николаев . Интересно, что ряд мест в сочинениях Николаева и Нестерова дословно совпадают. Некоторые ученые сомневались в существовании Николаева, считая, что под этим псевдонимом писал Нестеров . Однако после обнаружения нами в списке пассажиров парохода Чихачев, на котором миссия Ашинова прибыла в Одесский порт, имени урядника Л.А. Николаева, авторство последнего не подлежит сомнению.


Другой русский путешественник, поручик В.Ф. Машков, в 1889 г. достиг старой столицы Эфиопии - Энтото - и побывал у императора Менелика. Возвратившись в Россию, Машков опубликовал историко-географический очерк Абиссиния.

В 1894 г. отставной есаул Кубанского Казачьего войска Н.С. Леонтьев совместно с видным русским путешественником А.В. Елисеевым, отставным штабс-капитаном конной артиллерии К.С. Звягиным и архимандритом Ефремом организовал экспедицию в Эфиопию. Путешественники получили рекомендательные письма от русского правительства к императору Менелику.

11 января 1895 г. экспедиция прибыла во французскую колонию Обок. Предложение Н.С. Леонтьева отказаться от намерения проникнуть в Судан и сразу направиться в старую столицу Эфиопии - Энтото - вызвало протест со стороны А.В. Елисеева, и он вернулся в Россию.

В Энтото экспедиция была встречена императором Менеликом II. В результате переговоров с ним был решен вопрос об отправке в Россию эфиопской дипломатической миссии . 12(24) апреля 1895 г. эфиопское посольство во главе с расом Дамтоу выехало в Россию вместе с экспедицией . Экспедиция 1894-95 гг. принесла и ряд научных результатов: были собраны коллекции, составлена подробная карта пути, проведены метеорологические измерения.

Н.С. Леонтьеву удалось убедить русское правительство отправить в дар Менелику 30 тыс. винтовок, 5 млн. патронов и 6 тыс. сабель, оформленных как проданные через французского посредника Л. Шефне. В Массауа все материалы были конфискованы итальянцами и лишь после заключения в 1896 г. мира между Италией и Эфиопией переданы последней.

В период итало-эфиопской войны 1895-96 гг. Н.С. Леонтьев находился в Эфиопии в качестве военного советника императора Менелика. 9 мая 1896 г. негус пожаловал Леонтьеву почетный щит, саблю и титул графа, впервые для этого учрежденный в Эфиопии.

Леонтьев участвовал и в мирных переговорах Эфиопии с Италией. 12 августа 1896 г. он прибыл в Рим, где сообщил о последних условиях мира, предложенных Менеликом.

Будучи в Петербурге, Леонтьев составил отдельную записку об устройстве эфиопской армии и передал ее в Военное министерство. В Министерство императорского двора он представил записку с предложением установления дружественных отношений с Эфиопией. В Министерство финансов Леонтьев передал все собранные им сведения о внутренней и внешней торговле Эфиопии, а Русскому Географическому обществу - коллекции зверей, птиц и насекомых. Главному штабу была предоставлена полная маршрутная съемка основных эфиопских территорий, где приходилось бывать Н.С. Леонтьеву.

В 1897 г. Менелик назначил Леонтьева генерал-губернатором округов Уба и Бако на юге страны. Леонтьев попытался привлечь к эксплуатации этих территорий русское правительство, но получил отказ. Однако ему удалось добиться передачи Россией Эфиопии еще 30 тыс. ружей с боеприпасами, однако эта партия была арестована в Лондоне на том основании, что товарное свидетельство не упоминало о принадлежности оружия русскому правительству.

В 1897 г. Россия направила в Эфиопию свою дипломатическую миссию во главе с П.М. Власовым. К этому моменту Леонтьев совместно с английскими, французскими и бельгийскими промышленниками основал общество по эксплуатации Экваториальных провинций Эфиопии, о чем Власов и сообщил в Петербург . Русское правительство отказалось далее поддерживать Леонтьева. Последней вехой в его деятельности было участие в военном походе эфиопских войск под предводительством раса Уольде-Георгиса к озеру Рудольфа (1898-1899). Леонтьев был ранен и навсегда уехал из Эфиопии. Больше повезло одному из его помощников, Н.Н. Шедевру, который водрузил эфиопский флаг на юго-западном берегу озера Рудольфа, установив тем самым южную границу Эфиопии.

Данные о западной и юго-западной частях Эфиопии были получены благодаря экспедициям Л.К. Артамонова и А.К. Булатовича.

Таким образом, в период 80-х-90-х гг. XIX в. интерес к Эфиопии в России был очень велик. Именно в это время был заложен фундамент будущих дипломатических отношений. Роль русских путешественников в изучении Эфиопии огромна, до 1898 г. именно их сведения позволяли русскому правительству получать важную информацию о политике и экономике этого региона.

Морозов Е.В. Мир в новое время. Санкт-Петербург, 2003 Источник: [1]

Ссылки